28 окт. 2011 г.

Изготовление уключин

Очень важно изготовить надежные и удобные уключины, чтобы гребля на лодке не превратилась в каторжный труд раба на галере.
  Можно было поставить уключины (с подуключиной) заводского производства и тогда лодка бы смотрелась бы лучше.   Их легко сейчас найти в специализированных магазинах или заказать любому сварщику. Да и у меня в мастерской нашлись подобные от старых весел ( на рис. справа).
Борта были бы  в этом случае ровными, безо всяких выступов, как у меня. Но такой вариант меня не устраивал. Ведь лодка у меня изначально проектировалась, как рыбацкая.    

   Попробуйте-ка вставить  такую уключину в маленькое отверстие на борту одной рукой,  когда на спиннинг  "села" хорошая щука,  а вам надо подрулить одним веслом так, чтобы "принять" её на борт.  Это очень сложно и неудобно.   Именно поэтому все свои рыбацкие лодки я делаю с самой простой, но надежной уключиной - в деревянную подушку вставляется металлический штырь, а в весле для него делается большое отверстие.  Такое весло  всегда легко можно надеть на уключину.
     Подушки для уключин сделал из простого дровяного горбыля   (на фото слева).  Специально выбрал материал (ель) с большими сучками, чтобы он не раскололся, когда стану забивать в него металлический стержень.  (Ещё при заготовке дров на зиму отложил и высушил этот кусок полубруса).

     Прострогав эти обрезки на деревообрабатывающем станке, длинным сверлом диаметром 10 мм с помощью электродрели в торце сделал углубление   на 15 см. и забил молотком   туда стальной штырь подходящего диаметра.
   Обычно уключины крепят только к бортовой доске, что не очень надежно.  Всё-таки нагрузка на них при работе веслами очень большая и я сам был свидетелем того, как на областном конкурсе мастеров-лодочников на лодке одного очень уважаемого мастера подушка с уключиной отвалилась после первого гребка веслом и ему пришлось сойти с дистанции.

  У моей лодки несколько точек опоры подушки с уключиной. Для этого специально в ней  выпилено два поперечных паза, которые опираются на привальный брусок и на верхнюю планку борта. Нижний конец подушки опирается на стрингер.
    Саморезами подушка крепится к шпангоуту и к бортовой доске. Углубление под штырь смазано герметиком, который  намертво закрепил его внутри подушки.
   Такое крепление подушки к борту я считаю наиболее  надежным. Это уже было опробовано на  предыдущих лодках и хорошо себя оправдало.


       Что касается размера подушек, то я подбирал  высоту их над бортами опытным путем.
     Здесь нужно соблюсти несколько условий:
-  лопасть весла должна полностью уходить в воду при гребке.
- угол наклона весла  относительно горизонтали должен быть  менее 35°. При большем наклоне (более высокой подушке)  весла работают менее эффективно. Руки  на рукоятках весел будут располагаться  высоко  и грести будет тяжело. При низкой подушке с уключиной угол наклона весла будет очень маленьким, лопасти не полностью погружаются в воду,  а рукоятки весел будут располагаться возле коленей. Гребцу придется наклоняться, и спина быстро будет уставать.     У моей лодки высота подушки над бортом 12 см. Металлическая уключина  - штырь выступает на 10 см. Длиннее он не нужен, так как будет мешать на рыбалке, а короче делать нельзя, иначе при гребке весло может  соскочить с уключины.
 - располагать  подушки с уключинами  нужно  от края передней и второй банки (скамьи) до штыря на  расстояние от кончиков пальцев до сгиба локтя.  Это тоже уже опробовано. Именно такое расстояние обеспечивает наиболее удобную греблю при движении как носом, так и кормой  вперед.
    Из пластиковой банки от моторного масла вырезал две небольшие овальные пластинки, в середине которых просверлил отверстия по размеру штыря уключины.  Надетые на этот штырь они  значительно уменьшают трение  весел  о подушки и весла меньше изнашиваются.

 О том, как делал весла,  читаем далее. (кликайте по ссылке)


Комментариев нет: