Продолжаю рассказ о строительстве самодельной лодки из дерева и оцинкованного железа.
Начало смотрите ЗДЕСЬ
Надо было определиться с формой днища, местоположением и размерами шпангоутов. Для этого одни концы брусков-стрингеров с помощью обычных веревок привязал к переднему форштевню таким образом, чтобы их нижняя кромка была на уровне верхней поверхности основного бруса, т.е. на высоте 5 см. от пола мастерской. Концы стрингеров пока не выравнивал и не стесывал на угол, чтобы сразу прикреплять их к форштевню, а просто сделал их чуть подлиннее, чем нужно. Т.е. концы брусков выставил сантиметров на 30 вперед. Это вынужден был сделать, так как длину стрингеров сразу определить было невозможно. Именно стрингерами я наметил форму днища и обводы лодки. Между брусками-стрингерами и центральным бруском (как раз в его середине) поставил распорку - обрезок доски длиной 90 см. (по размеру максимальной ширины днища лодки. В середине доски сделал вырез для центрального бруса.
Изогнул бруски, опирая их на эту распорку. Это было сделать совсем нетрудно, так как изгиб был довольно плавный и бруски изгибались без проблем; вторые концы брусков привязал к кормовому брусу. Но (!) привязал не наглухо, а просто сделал широкую петлю (использовал обычный брючной ремень) так, чтобы концы могли смещаться вперед и назад, когда стану раздвигать стрингеры по ширине.
Теперь надо было задать форму днища лодки. Здесь мне пришлось сделать ещё четыре аналогичных распорки. Сначала я выпилил две из них, длиной 85 см. и, вставив запилом на центральный брус возле первой распорки, начал передвигать их - один в сторону будущего носа лодки, а второй - в сторону кормы.
Боковые бруски изгибались по мере того, как я отодвигал распорки от середины к краям. Точно так же сделал и две распорки поменьше - по 60 см. Сдвигая их к носу и к корме подправлял и две предыдущие. Оказалось, что если оставить их такого размера, как я выбрал первоначально, то они будут размещаться слишком близко к первой, центральной распорке. Тогда я убавил их размеры. Делал это опытным путем, отпиливая по паре сантиметров с каждого конца и добиваясь того, чтобы очертание днища стало таким, каким я хотел его видеть. Распорки не прибивал к брусу, а просто выставил их по угольнику перпендикулярно к нему и отметил карандашом их местоположение. Закончив расстановку распорок, я прочно привязал веревками оба конца стрингеров к переднему и заднему брусам, всё ещё не подгоняя окончательно по размеру и не закрепляя их саморезами "намертво", чтобы при установке шпангоутов иметь возможность при необходимости на несколько сантиметров уменьшить или увеличить длину стрингеров.
Так как длина шпангоутов (она равнялась длине каждой распорки) и место их установки (ставить их нужно было на место этих распорок) мне теперь были известны, то оставалось лишь определить угол наклона борта и его высоту и можно было заняться их изготовлением.
В следующей статье расскажу о том, как определял угол наклона борта и делал шпангоуты лодки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий