26 окт. 2011 г.

Изготовление каркаса лодки. Разметка днища.

Продолжаю рассказ о строительстве самодельной лодки из дерева и оцинкованного железа. 

Начало смотрите ЗДЕСЬ
  

Каркас лодки состоит из центрального бруска  3400х50х50 мм,  двух брусков 4000х40 х20 мм, которые  выпилил на деревообрабатывающем станке  из обрезных досок и пропустил через электрофуганок. Так как лодка с обоюдоострая, т.е. не имеет транца, то из всё того же бруска изготовил заготовки на 2 форштевня размером 600х50х50.  Форштевни прямые, безо всякого изгиба. Выбрал на глаз подходящий угол наклона, под которым должны располагаться форштевни  к центральному брусу, сделал на  них запилы и саморезами прикрутил к брусу, предварительно смазав места стыков силиконовым герметиком.


      Надо было определиться с  формой днища,  местоположением и размерами шпангоутов. Для этого одни  концы брусков-стрингеров с помощью обычных веревок привязал  к переднему форштевню таким образом, чтобы их нижняя кромка была на уровне верхней поверхности основного бруса, т.е. на высоте 5 см. от пола мастерской. Концы  стрингеров пока не выравнивал и не стесывал на угол, чтобы сразу прикреплять их к форштевню, а просто сделал их чуть подлиннее, чем нужно. Т.е. концы брусков выставил сантиметров на 30 вперед. Это вынужден был  сделать, так как длину стрингеров сразу определить было невозможно. Именно  стрингерами я наметил форму днища и обводы лодки. Между  брусками-стрингерами и центральным бруском (как раз в его середине)  поставил распорку - обрезок доски длиной 90 см. (по размеру  максимальной ширины днища лодки.  В середине доски сделал вырез для центрального бруса.
 
    Изогнул бруски, опирая их на эту распорку. Это было сделать совсем нетрудно, так как изгиб был довольно плавный и бруски изгибались без проблем;  вторые концы брусков привязал к кормовому брусу.  Но (!)  привязал не наглухо, а просто сделал широкую петлю (использовал обычный брючной ремень)  так, чтобы концы могли смещаться вперед и назад, когда стану раздвигать стрингеры по ширине.
 
    Теперь надо было задать форму днища лодки. Здесь мне пришлось сделать ещё четыре аналогичных  распорки. Сначала я выпилил две из них, длиной 85 см. и, вставив запилом  на центральный брус возле первой распорки, начал передвигать их - один в  сторону будущего носа лодки, а второй - в сторону кормы.
Боковые бруски изгибались по мере того, как я отодвигал распорки от середины к краям. Точно так же сделал и две распорки поменьше - по  60 см. Сдвигая их к носу и к корме подправлял и две предыдущие. Оказалось, что если оставить их такого размера, как я выбрал первоначально, то они будут размещаться слишком близко к первой, центральной распорке. Тогда я убавил их размеры. Делал это опытным путем, отпиливая по паре сантиметров с каждого конца и добиваясь того, чтобы очертание днища стало таким, каким я хотел его видеть. Распорки не прибивал к брусу, а просто выставил их по угольнику перпендикулярно к нему и отметил карандашом  их  местоположение. Закончив расстановку распорок, я  прочно привязал веревками оба конца стрингеров к переднему и заднему брусам, всё ещё не подгоняя окончательно по размеру и не закрепляя их саморезами "намертво",  чтобы при установке шпангоутов иметь возможность  при необходимости на несколько сантиметров уменьшить или увеличить длину стрингеров.

  Так как  длина  шпангоутов (она равнялась длине каждой распорки)  и место их установки  (ставить их нужно было на место этих распорок)  мне теперь были известны,  то оставалось лишь  определить угол наклона борта и его высоту и можно было заняться  их изготовлением.

В следующей статье расскажу о том, как определял угол наклона борта и делал шпангоуты лодки

Комментариев нет: