5 дек. 2012 г.

Лодка-долбленка

 Сейчас очень редко можно встретить долбленую из дерева лодку. Причин тому несколько:
  • изготовление долбленки - процесс  сложный и трудоемкий; 
  • мастеров, умеющих делать такие лодки осталось совсем мало и занимаются их изготовлением только отдельные энтузиасты;
  • по сравнению с другими самодельными лодками они гораздо менее удобны и безопасны;
  • лодки-долбленки менее маневренны, не отличаются высокими ходовыми качествами;
  • на долбленку не установить мощный лодочный мотор;
  • долбленки не очень долговечны, так как дерево быстро гниет, а отремонтировать подгнившую лодку-долбленку тоже проблематично.  
  Таким образом,  в большинстве случаев заводить себе лодку-долбленку для рыбалки в наше время просто нецелесообразно.
А вот в прошлом такие лодки широко использовались рыбаками. Л.П.Сабанеев в своих книгах не раз описывал, как рыбачили с лодок-долбленок на зауральских озерах.   Так в своем очерке "На Севере. Княспинское озеро" он рассказывает о лучении рыбы с острогой (сейчас правилами рыболовства запрещено) и  подробно описывает такую деревянную долбленую лодку и способ её изготовления: 
    "Обыкновенно при охоте с острогой употребляется не бат, который не что иное, как подвостренное корыто, выдолбленное из сосны или кедра, а лодка, которая в главных чертах имеет большое сходство с волжскою душегубкою, но еще легче последней. (Прим: на рисунке вверху  (из книги Сабанеева)  по всей видимости и изображен как раз такой бат)  Эта лодка по всему Зауралью, как и бат, управляется одним веслом, которым вместе с тем и дают направление лодке, т. е. оно служит и рулем. Гребец сидит здесь уже не в передней, носовой, части лодки лицом к корме, как на гребных лодках, а в корме — лицом к носу. Большинство подобных лодок делается здесь на Сосьве и в Алапаихе обрусевшими вогулами — ясачными, с которыми никто из коренных русских не сравнится как в искусстве приготовления лодок, так и в управлении ими. Привыкнув грести двумя веслами зараз, сначала даже вовсе не постигаешь, каким это образом они могут проплывать огромные расстояния, гребя только с одной стороны лодки, переменяя руку только для отдыха соответственного плеча. Такого рода гребля с непривычки крайне утомительна и требует гораздо большего напряжения силы, чем при управлении одним или двумя веслами, неподвижно прикрепленными к борту. Здесь устает только поясница, там очень скоро заломит плечо и лопатку: «запоют крыльца», как выражаются княспинцы. 
  Отсюда понятно, что все такие лодки, управляемые одним веслом, должны быть крайне легки. В этом отношении они превосходят в значительной степени короткие, но неуклюжие и толстостенные баты, которые, однако, далеко не так вертки и качки; необнабоенная лодка, то есть без бортов, бывает иногда так легка, что один человек без напряжения может ее волочить по земле и даже нести на руках, а вдвоем свободно унесешь ее и за несколько верст. Вместе с тем, она до того валка, что достаточно едва наклониться на бок или приложиться из ружья, чтобы равновесие нарушилось и лодка зачерпнула воды. А между тем в такой скорлупе часто гребут стоя, когда она становится еще неустойчивее, так как центр тяжести лодки с гребцом поднимается еще выше. 
   Отвлекшись раз несколько в сторону, дадим уж заодно и некоторое понятие о том, как делаются подобные лодки. С этою целью выбираются самые толстые осины, вершков 12 и более в диаметре, для этого употребляется тоже более тяжелый кедр. Из большого толстого дерева выходит обыкновенно два челнока, каждый в 2—3 сажени длиною. Оба обрубка гладко обтесываются и обчищаются от коры и лежащего под ней слоя, концы их заостряются, и более тонкий, носовой, более, чем толстый, кормовой, конец; один бок обрубка скалывается на четверть или несколько более; с противоположной стороны и с боков правильными рядами вбиваются деревянные или железные гвозди одинаковой меры с надлежащей толщиной лодки (обыкновенно в палец); затем начинается самая главная и трудная работа — вытесывание лодки. С этою целью употребляется особый инструмент, называемый теском, который в общих чертах имеет вид несколько загнутого топора, надетого не вдоль, а поперек рукояти. Этим теском мастер выдалбливает лодку сначала в грубом виде, затем, когда дойдет до шпеньков, начисто и с большою осторожностью, чтобы не протопить, или не прорубить, лодки. Затем лодка разводится, т. е. края ее распяливают над огнем, причем она беспрерывно смачивается водой, и между бортами вбиваются все более и более длинные брусья. Наконец она окончательно разведена; брусья, обыкновенно два, утверждаются накрепко, лодка несколько подстругивается с боков и внутри, некоторое время сохнет и наконец совсем готова, мало отличаясь, как видит читатель, от лодок дикарей. Остается только, коли предстоит и в том надобность, наколотить набои, а если чересчур валка, то и бычки — более или менее толстые обрубки, несколько выше той черты, по которую порожняя лодка сидит в воде и которые не позволяют ей вертеться и очень часто зачерпывать. 
  Такие бычки особенно полезны при лучении, когда бойцу приходится стоять на ногах и нередко делать весьма порывистые движения. Вообще для этой охоты чем глубже, больше и, следовательно, чем менее качка и вертлява лодка, тем лучше и безопасней. Иначе весьма не трудно окунуться в холодную воду, а во втором случае приходится грести то с одной, то с другой стороны: весло булькает и этот шум разгоняет близ стоящую рыбу." 
    Источник: Л.П. Сабанеев. Рыболовный календарь и труды по рыболовству.  М. ФиС., 1984, стр. 361-363).
    В наших водных краях такие лодки тоже делали в свое время. Как-то на одном из первых праздников лодки была даже представлена старая лодка-долбленка, которую нашли где-то организаторы праздника. Она была уже в ветхом состоянии и на воду её, понятно, не спускали, но лодка привлекла внимание гостей праздника.  Была у меня где-то и фотография этой лодки, но, к сожалению, я пока не смог её найти.
      Зато есть фото лодки-долбленки, которая предназначена, правда, не для рыбалки. Такие лодки ежегодно привозит на конкурс лодочников мастер из Череповецкого района Сергей Токарев.

Комментариев нет: