Сейчас очень редко можно встретить долбленую из дерева лодку. Причин тому несколько:
- изготовление долбленки - процесс сложный и трудоемкий;
- мастеров, умеющих делать такие лодки осталось совсем мало и занимаются их изготовлением только отдельные энтузиасты;
- по сравнению с другими самодельными лодками они гораздо менее удобны и безопасны;
- лодки-долбленки менее маневренны, не отличаются высокими ходовыми качествами;
- на долбленку не установить мощный лодочный мотор;
- долбленки не очень долговечны, так как дерево быстро гниет, а отремонтировать подгнившую лодку-долбленку тоже проблематично.
Таким образом, в большинстве случаев заводить себе лодку-долбленку для рыбалки в наше время просто нецелесообразно.
А вот в прошлом такие лодки широко использовались рыбаками. Л.П.Сабанеев в своих книгах не раз описывал, как рыбачили с лодок-долбленок на зауральских озерах. Так в своем очерке "На Севере. Княспинское озеро" он рассказывает о лучении рыбы с острогой (сейчас правилами рыболовства запрещено) и подробно описывает такую деревянную долбленую лодку и способ её изготовления:
"Обыкновенно при охоте с острогой употребляется не бат, который не что иное, как подвостренное корыто, выдолбленное из сосны или кедра, а лодка, которая в главных чертах имеет большое сходство с волжскою душегубкою, но еще легче последней. (Прим: на рисунке вверху (из книги Сабанеева) по всей видимости и изображен как раз такой бат). Эта лодка по всему Зауралью, как и бат, управляется одним веслом, которым вместе с тем и дают направление лодке, т. е. оно служит и рулем. Гребец сидит здесь уже не в передней, носовой, части лодки лицом к корме, как на гребных лодках, а в корме — лицом к носу. Большинство подобных лодок делается здесь на Сосьве и в Алапаихе обрусевшими вогулами — ясачными, с которыми никто из коренных русских не сравнится как в искусстве приготовления лодок, так и в управлении ими. Привыкнув грести двумя веслами зараз, сначала даже вовсе не постигаешь, каким это образом они могут проплывать огромные расстояния, гребя только с одной стороны лодки, переменяя руку только для отдыха соответственного плеча. Такого рода гребля с непривычки крайне утомительна и требует гораздо большего напряжения силы, чем при управлении одним или двумя веслами, неподвижно прикрепленными к борту. Здесь устает только поясница, там очень скоро заломит плечо и лопатку: «запоют крыльца», как выражаются княспинцы.
Отсюда понятно, что все такие лодки, управляемые одним веслом, должны быть крайне легки. В этом отношении они превосходят в значительной степени короткие, но неуклюжие и толстостенные баты, которые, однако, далеко не так вертки и качки; необнабоенная лодка, то есть без бортов, бывает иногда так легка, что один человек без напряжения может ее волочить по земле и даже нести на руках, а вдвоем свободно унесешь ее и за несколько верст. Вместе с тем, она до того валка, что достаточно едва наклониться на бок или приложиться из ружья, чтобы равновесие нарушилось и лодка зачерпнула воды. А между тем в такой скорлупе часто гребут стоя, когда она становится еще неустойчивее, так как центр тяжести лодки с гребцом поднимается еще выше.
Отвлекшись раз несколько в сторону, дадим уж заодно и некоторое понятие о том, как делаются подобные лодки. С этою целью выбираются самые толстые осины, вершков 12 и более в диаметре, для этого употребляется тоже более тяжелый кедр. Из большого толстого дерева выходит обыкновенно два челнока, каждый в 2—3 сажени длиною. Оба обрубка гладко обтесываются и обчищаются от коры и лежащего под ней слоя, концы их заостряются, и более тонкий, носовой, более, чем толстый, кормовой, конец; один бок обрубка скалывается на четверть или несколько более; с противоположной стороны и с боков правильными рядами вбиваются деревянные или железные гвозди одинаковой меры с надлежащей толщиной лодки (обыкновенно в палец); затем начинается самая главная и трудная работа — вытесывание лодки. С этою целью употребляется особый инструмент, называемый теском, который в общих чертах имеет вид несколько загнутого топора, надетого не вдоль, а поперек рукояти. Этим теском мастер выдалбливает лодку сначала в грубом виде, затем, когда дойдет до шпеньков, начисто и с большою осторожностью, чтобы не протопить, или не прорубить, лодки. Затем лодка разводится, т. е. края ее распяливают над огнем, причем она беспрерывно смачивается водой, и между бортами вбиваются все более и более длинные брусья. Наконец она окончательно разведена; брусья, обыкновенно два, утверждаются накрепко, лодка несколько подстругивается с боков и внутри, некоторое время сохнет и наконец совсем готова, мало отличаясь, как видит читатель, от лодок дикарей. Остается только, коли предстоит и в том надобность, наколотить набои, а если чересчур валка, то и бычки — более или менее толстые обрубки, несколько выше той черты, по которую порожняя лодка сидит в воде и которые не позволяют ей вертеться и очень часто зачерпывать.
Такие бычки особенно полезны при лучении, когда бойцу приходится стоять на ногах и нередко делать весьма порывистые движения. Вообще для этой охоты чем глубже, больше и, следовательно, чем менее качка и вертлява лодка, тем лучше и безопасней. Иначе весьма не трудно окунуться в холодную воду, а во втором случае приходится грести то с одной, то с другой стороны: весло булькает и этот шум разгоняет близ стоящую рыбу."
Источник: Л.П. Сабанеев. Рыболовный календарь и труды по рыболовству. М. ФиС., 1984, стр. 361-363).
В наших водных краях такие лодки тоже делали в свое время. Как-то на одном из первых праздников лодки была даже представлена старая лодка-долбленка, которую нашли где-то организаторы праздника. Она была уже в ветхом состоянии и на воду её, понятно, не спускали, но лодка привлекла внимание гостей праздника. Была у меня где-то и фотография этой лодки, но, к сожалению, я пока не смог её найти.
Зато есть фото лодки-долбленки, которая предназначена, правда, не для рыбалки. Такие лодки ежегодно привозит на конкурс лодочников мастер из Череповецкого района Сергей Токарев.
Отсюда понятно, что все такие лодки, управляемые одним веслом, должны быть крайне легки. В этом отношении они превосходят в значительной степени короткие, но неуклюжие и толстостенные баты, которые, однако, далеко не так вертки и качки; необнабоенная лодка, то есть без бортов, бывает иногда так легка, что один человек без напряжения может ее волочить по земле и даже нести на руках, а вдвоем свободно унесешь ее и за несколько верст. Вместе с тем, она до того валка, что достаточно едва наклониться на бок или приложиться из ружья, чтобы равновесие нарушилось и лодка зачерпнула воды. А между тем в такой скорлупе часто гребут стоя, когда она становится еще неустойчивее, так как центр тяжести лодки с гребцом поднимается еще выше.
Отвлекшись раз несколько в сторону, дадим уж заодно и некоторое понятие о том, как делаются подобные лодки. С этою целью выбираются самые толстые осины, вершков 12 и более в диаметре, для этого употребляется тоже более тяжелый кедр. Из большого толстого дерева выходит обыкновенно два челнока, каждый в 2—3 сажени длиною. Оба обрубка гладко обтесываются и обчищаются от коры и лежащего под ней слоя, концы их заостряются, и более тонкий, носовой, более, чем толстый, кормовой, конец; один бок обрубка скалывается на четверть или несколько более; с противоположной стороны и с боков правильными рядами вбиваются деревянные или железные гвозди одинаковой меры с надлежащей толщиной лодки (обыкновенно в палец); затем начинается самая главная и трудная работа — вытесывание лодки. С этою целью употребляется особый инструмент, называемый теском, который в общих чертах имеет вид несколько загнутого топора, надетого не вдоль, а поперек рукояти. Этим теском мастер выдалбливает лодку сначала в грубом виде, затем, когда дойдет до шпеньков, начисто и с большою осторожностью, чтобы не протопить, или не прорубить, лодки. Затем лодка разводится, т. е. края ее распяливают над огнем, причем она беспрерывно смачивается водой, и между бортами вбиваются все более и более длинные брусья. Наконец она окончательно разведена; брусья, обыкновенно два, утверждаются накрепко, лодка несколько подстругивается с боков и внутри, некоторое время сохнет и наконец совсем готова, мало отличаясь, как видит читатель, от лодок дикарей. Остается только, коли предстоит и в том надобность, наколотить набои, а если чересчур валка, то и бычки — более или менее толстые обрубки, несколько выше той черты, по которую порожняя лодка сидит в воде и которые не позволяют ей вертеться и очень часто зачерпывать.
Такие бычки особенно полезны при лучении, когда бойцу приходится стоять на ногах и нередко делать весьма порывистые движения. Вообще для этой охоты чем глубже, больше и, следовательно, чем менее качка и вертлява лодка, тем лучше и безопасней. Иначе весьма не трудно окунуться в холодную воду, а во втором случае приходится грести то с одной, то с другой стороны: весло булькает и этот шум разгоняет близ стоящую рыбу."
Источник: Л.П. Сабанеев. Рыболовный календарь и труды по рыболовству. М. ФиС., 1984, стр. 361-363).
В наших водных краях такие лодки тоже делали в свое время. Как-то на одном из первых праздников лодки была даже представлена старая лодка-долбленка, которую нашли где-то организаторы праздника. Она была уже в ветхом состоянии и на воду её, понятно, не спускали, но лодка привлекла внимание гостей праздника. Была у меня где-то и фотография этой лодки, но, к сожалению, я пока не смог её найти.
Зато есть фото лодки-долбленки, которая предназначена, правда, не для рыбалки. Такие лодки ежегодно привозит на конкурс лодочников мастер из Череповецкого района Сергей Токарев.
Комментариев нет:
Отправить комментарий